В первой декаде августа в Калуге состоялся V Всероссийский Форум «Цифровая эволюция». Он традиционно проводился под эгидой Минцифры России и при поддержке крупнейших международных и отечественных IT-компаний. Организаторами масштабного мероприятия также выступили Правительство Калужской области и АНО «Лаборатория Цифровой Трансформации».
Повестка Форума предусматривала экспертное обсуждение национальных стратегий цифровой трансформации и опыта прикладных аспектов цифровизации госуслуг в субъектах РФ. Представленные решения могут быть использованы при проектировании новых отраслевых региональных платформ.
Эксперты компании «СоцИнформТех» приняли активное участие в работе отраслевой сессии по подготовке концепции функционально-технических требований к региональной цифровой платформе «Социальная защита». Среди присутствующих - представители федеральных министерств и ведомств, руководители цифровой трансформации субъектов РФ и многие другие.
Направление работе сессии задал директор Департамента информационных технологий Минтруда России Вячеслав Макухин, рассказав об основных вехах цифровизации мер социальной поддержки на региональном и муниципальном уровне в рамках следующего этапа перехода к социальному казначейству. Он отметил, что создание единой цифровой платформы (ЕЦП) в социальной сфере – главная стратегическая задача до 2030 года.
Требования регулятора к процессам назначения
В соответствии с основными требованиями предоставления МСП, утверждёнными Постановлением Правительства от 03.05.2024 № 564, с 01.01.2025, все МСП должны предоставляться с учетом основных критериев:
- Все МСП реализуются в электронном виде;
- Предоставление МСП на основе одного заявления или беззаявительно;
- Заявление можно подать онлайн – на ЕПГУ/РПГУ (при наличии) или очно – в уполномоченный орган или МФЦ (при наличии соответствующего соглашения);
- Основной канал взаимодействия – СМЭВ;
- Минимизация документов от граждан;
- Вынесение решения в течение 2 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом всех необходимых документов (сведений);
- Межведомственное взаимодействие – не более 48 часов на ответы по СМЭВ и не более 5 рабочих дней на ответы без СМЭВ;
- Автоматическая передача сведений о принятых решениях на всех этапах процесса ГИС ЕЦП;
- Ведение только электронных личных и выплатных дел.
Вендорами, имеющими опыт реализации описанных в целевом состоянии платформ бизнес-процессов, выступили, в том числе, представители Тулы и Липецка. Они поделились своими наработками, основанными на решениях «СоцИнформТех». Представленные достижения получили большой резонанс и еще раз подчеркнули высокий технологический уровень применяемых программных продуктов и их полное соответствие жёстким требованиям регуляторов.
Тульская область - региональная отраслевая платформа «Социальная защита»
Опыт туляков по созданию концепции функционально-технических требований к региональной отраслевой платформе «Социальная защита» и реализации принципов индивидуального подхода при доведении мер социальной поддержки и государственных гарантий до каждого получателя с учетом жизненной ситуации полностью резонирует с поставленными Правительством РФ задачами.
По состоянию на август 2024 года:
- 23 массовые социально значимые услуги оказываются проактивно и режиме онлайн;
- 100% не массовых услуг переведены на Госуслуги с использованием конструктора (71 услуга);
- 100% данных о получателях мер социальной поддержки обрабатывается на платформе;
- 100% отраслевой отчетности (более 300 отчетов) формируется в электронном виде на платформе;
- ИИ информирование и взаимодействие с гражданами, анализ обратной связи пользователей с применением технологий ИИ.
Эталонные данные, содержащиеся на платформе:
- Сведения о льготных категориях гражданина;
- Сведения о социальных выплатах;
- Реестр поставщиков социальных услуг;
- Сведения о всех операциях, проведенных на платформе;
- Сведения об обратной связи от граждан, оценке качества услуг;
- Данные для ИИ (Датасет, Big Data).
Реализация экспертной системы поддержки принятия решений (для заявительных услуг, не онлайн):
- Приём и регистрация заявлений;
- Оценка комплектности документов;
- Направление межведомственных запросов;
- Оценка права получения услуги;
- Помощь в принятии решений.
Искусственный интеллект:
- Интеграция с роботом Максом для предоставления персонифицированной общей информации по вопросам региональных и муниципальных мер социальной поддержки;
- Автоматическое выявление и категорирование проблем на основании обратной связи пользователей;
- Применение голосового телефонного робота:
- для информирования граждан о мерах социальной поддержки
- для взаимодействия с особыми категориями граждан (семьи СВО, ТЖС, СДУ)
- Оценка нуждаемости и обоснованности предоставления мер социальной поддержки конкретному лицу (цифровой скоринг).
Автоматическое выявление проблем на основе отзывов пользователей.
Липецкая область – цифровая система «Патронаж»
Региональный подход к организации социальной поддержки участников и ветеранов СВО, а также членов их семей с применением решений «СоцИнформТех» - еще один яркий пример достижения весомых результатов цифровизации.
В настоящее время в Липецкой области эффективно действует цифровая платформа, обеспечивающая оперативный сбор потребностей и проактивное предоставление мер поддержки защитникам Родины и их семьям.
Интеллектуальная система управления в социальной сфере:
- Прозрачность и простота оценки ключевых показателей эффективности;
- Оперативность мониторинга;
- Постановка задач и контроль исполнения.
Функциональные возможности системы «Патронаж»:
- Установление постоянной связи между социальными кураторами и членами семей участников СВО;
- Оказание информационной поддержки семьям;
- Возможность запроса личного общения с социальным куратором;
- Мониторинг выполнения потребностей семей и участников СВО;
- Единая база с потребностями и результатами исполнения;
- Возможность масштабирования патронажа на различные группы населения.
Эффективность применения:
- Сокращение сроков назначения выплат;
- Снижение количества ошибок и жалоб;
- Рост производительности сотрудников;
- Экономия человеческих ресурсов.